Ярославское художественное училище

Ярославль, ул. Большая Фёдоровская, д. 27. Тел. (4852) 42-96-90

История училища

Из истории училища

В 2011 году вышла книга о Ярославском художественном училище, где представлена информация об истории училища, преподавателях, студентах и жизни художников. В книге впервые частично опубликована рукопись преподавателя и директора училища Александры Алексеевны Алехиной, а также материалы из архива Ярославского художественного училища. Скачать книгу (pdf 14.5Mb). Далее приводятся фрагменты и фото из этой книги.

История Ярославского художественного училища началась с создания в Ярославле в конце XIX века Городских классов рисования. Инициатором их создания, первым преподавателем и директором «Классов» стал Петр Александрович Романовский (1866–1914). Из книги «Ярославские Городские классы рисования. 1896–1911 гг.» известно, что организованные занятия «чувствующих к рисованию особое влечение» начались задолго до того, как в официальных документах Ярославской думы появились обращения с просьбой об открытии «Классов».

На фото: П.А.Романовский

romanovskii

Петр Александрович Романовский прибыл в Ярославль в 1884 г. семнадцатилетним молодым человеком, только что окончившим Московское Строгановское художественно-техническое училище. По рекомендации Строгановского училища и Московского учебного округа он был принят учителем рисования, черчения и чистописания в Екатерининскую женскую гимназию, а также в городское мужское училище. Петр Александрович старался в каждом из учеников пробудить стремление к прекрасному. Выявляя наиболее способных и увлеченных рисованием, он с большим усердием занимался с ними. «Уже на следующий год после прибытия к месту службы вокруг П. А. Романовского образовался кружок тех, кто чувствовал к рисованию «особенное влечение». Но школьного времени не хватало. Петр Александрович стал приглашать по вечерам одаренных учеников к себе на квартиру. Так в 1885 году впервые в Ярославле возникла частная рисовальная школа. Потом П. А. Романовский стал принимать дома не только учеников, но и талантливых любителей рисования из различных слоев городского населения. Число желающих заниматься быстро увеличивалось, места не хватало, требовалось специальное помещение. Романовский стал ходатайствовать об этом перед городской управой. После девяти лет существования успех его школы привлек внимание не только городской общественности, но и Петербургской академии художеств, куда Романовский посылал лучшие работы своих учеников. Некоторые из них отмечались наградами. «Под одним из прошений о необходимости открытия в Ярославле на основе данной школы «Общедоступных классов рисования» кроме П. А. Романовского подписались: фотограф Императорской академии художеств А. Ф. Барщевский, городской архитектор г. Ярославля, академик А. А. Никифоров и многие сочувствующие».

27 октября 1896 года по решению Ярославской городской думы состоялось открытие «классов рисования», преобразованных из школы Романовского. Думой было предоставлено бесплатное помещение: две просторные комнаты в нижнем этаже здания Городского театра, выходящие на бульвар. В газете «Ярославские губернские ведомости» писали, что по случаю открытия классов в их помещении было совершено молебствие, которое совершил причт церкви. Св. Власия. К 12-ти часам дня в Классы стали прибывать члены городской управы, гласные думы, граждане, «сочувствующие столь полезному у нас делу», и ученики, поступившие в классы. В 1 час дня приехал Его Превосходительство, господин начальник губернии. Осмотрев помещение, приспособленное для занятий рисованием, Его Превосходительство подробно расспрашивал учредителей Классов о предполагаемой постановке дела и о составе учащихся. После молебствия присутствующим был предложен чай. «Этот день знаменовал собой начало развития художественного образования и просвещения не только Ярославского края, но и всего Северного округа России, центром которого являлся Ярославль.

На фото: Ярославское художественное общество. Лазарев И. А., Владыкин Н. А., два сл. лица не установлены, Батюков И. П., Кандауров А. И., Шитов С. Ф. 1910-е гг.

romanovskii 2

Появление специального учебного заведения было тогда событием значительным в развитии местной художественной жизни и редким для русских губернских городов». «Занятия в открывшихся классах решено было производить не менее 3-х раз в неделю (в понедельник, среду и пятницу от 5 до 8 часов вечера). Учебный год определен с 1 сентября и до половины мая. Плата за обучение более чем скромна – 3 руб. в год. Изъявивших желание пользоваться уроками – около 25 человек, т. е. почти полный комплект». По ходатайству учредителей классов Санкт-Петербургское училище технического рисования барона Штиглица 10 изъявило желание помочь новому учебному заведению. На 5 лет было ассигновано по 500 руб., с последующим увеличением субсидии, и высланы необходимые учебные пособия.

Первыми преподавателями стали художники: П. А. Романовский, А. А. Никифоров, И. П. Батюков, С. Ф. Шитов, А. А. Корнилов. Деятельность рисовальных классов становилась все более обширной. Ученики – люди разных возрастов, сословий и званий. Есть мальчики, есть зрелые юноши, есть и пожилые мужчины, гимназисты, ученики городского училища и простые ремесленники. После первого года обучения на занятия стали допускаться и «лица женского пола». В короткий срок желающих учиться рисовать и чертить явилось большое количество, так что многим, за неимением места, приходилось отказывать. Петербургских денег едва хватало на оплату отопления, освещения и технического обслуживания. Содержать преподавателей было не на что. Тогда П. А. Романовский и А. А. Никифоров согласились вести занятия бесплатно. На следующий год к ним присоединились: старший землемер П. А. Бобров и преподаватели Кадетского корпуса Д. Д. Беляев, Н. Н. Ширяев. Обучение пришлось сделать платным – 3 рубля в год. 4 сентября 1900 года молебствием был отмечен уже долгожданный к тому времени переезд классов. Городская управа выделила более обширное помещение – двухэтажное здание бывшего уездного земства на Срубной улице д. 7 (ныне улице Собинова). На фасаде здания появилась вывеска: Ярославские городские классы рисования. Домику на Срубной суждено было стать на долгие годы постоянным местом пребывания учебного заведения.

На фото: Угличская ул. (ныне ул. Кирова). Фото конца XIX в.

kirova

В дореволюционный период в классах обучалось более 2 000 человек «обоего пола». Благодаря полученной начальной профессиональной подготовке 83 из них «выдержали вступительные экзамены и продолжали свое обучение в Академии художеств, Московском училище живописи, ваяния и зодчества, других вузах. После окончания столичных учебных заведений многие возвращались на ярославскую землю, а оставшиеся работать в Петербурге и Москве поддерживали творческие связи со своими земляками и вносили посильный вклад в развитие художественной культуры своего края». Для Ярославля Городские классы рисования стали не только первым специальным художественным учебным заведением, но и одним из центров художественной культуры. «Так на рубеже XIX–XX веков выросла плеяда молодых мастеров, определившая во многом подъем художественной жизни Ярославля. Среди этого поколения – имена С. Шитова и М. Владыкина, последователей школы В. А. Серова. Они создали галерею портретов своих современников. С. Матвеев, Ф. Панков, М. Соколов сыграли большую роль в становлении и развитии художественного образования в нашей стране. Благодаря этому поколению в Ярославле <…> создаются художественные общества».

С 1902 года Городские классы рисования устраивали ежегодные художественные выставки, ставшие традиционными. В них принимали участие ученики, выпускники Классов, профессиональные художники, в числе которых приезжие знаменитости: И. Е. Репин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, Л. О. Пастернак, А. А. Степанов, А. А. Киселев, С. В. Виноградов, В. В. Матэ. Классы исполняли не только профессиональные функции, но и вели художественно-просветительную деятельность. Здесь впервые начали читаться лекции по изобразительному искусству для населения, проводились художественные вечера. Система художественного образования в Ярославле задумывалась ее основателями с целью обеспечения местной художественной промышленности умелыми и имеющими должное художественно-техническое образование мастерами. Тогда никто и не предполагал, что в итоге преподаватели и воспитанники училища составят основную творческую группу не только в Ярославле, но и других городах России.

После революционных событий в октябре 1917 года по всей стране происходят преобразования в области культуры и изобразительного искусства. Городские классы рисования прекратили свое существование в августе 1920 года, когда на их базе была организована I районная художественная студия. Она заняла их здание на ул. Срубной, 7, и получила в распоряжение весь инвентарь и оборудование, накопленное за период 25-летнего существования классов. Это позволило сразу же начать нормальные занятия, которые проходили ежедневно с 6 часов вечера до 10 и в воскресенье с 10 часов утра до 2 часов дня. Была возможность сразу же организовать 4 мастерских – 2 живописных, скульптурную и прикладного искусства. Преподавали в них, сменяя друг друга при увольнении: И. П. Батюков, Л. А. Башкирцев, К. В. Вахрамеев и далее – С. Ф. Шитов и Н. Ф. Шитова.

В 1919 году отдел ИЗО Наркомпроса утверждает единый тип нового Высшего художественного учебного заведения в виде Государственных свободных художественных мастерских. Первые Государственные свободные художественные мастерские были созданы в Москве на основе бывших художественных учебных заведений: Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Создать такие мастерские решено было и в Ярославле. По этой причине в октябре 1919 года организуются Ярославские Государственные Свободные Художественные Мастерские. Большую инициативу по созданию мастерских проявил ученик и достойный продолжатель дела П. А. Романовского, Сергей Арсеньевич Матвеев (1887–1952). К тому времени он был утвержден на пост заведующего губсекции ИЗО по рекомендации «лично наркома просвещения А. В. Луначарского» 13 . Первыми педагогами мастерских стали ярославские художники, воспитанники П. А. Романовского, получившие высшее художественное образование в Московском училище живописи ваяния и зодчества, Строгановском училище технического рисования, 14 – М. А. Владыкин, Ф. И. Панков, М. К. Соколов, И. К. Пархоменко, П. А. Алякринский. Возглавил эту группу сам С. А. Матвеев.

«О начале занятий предполагали объявить особо. Но такого объявления так и не последовало. Мастерским негде было заниматься. Лежащий в руинах после восстания 1918 года Ярославль не мог предоставить здание. Жилищный отдел управления работ по восстановлению Ярославля с трудом выделил для них помещение двух магазинов бывш. Галактионова и Кузнецовой на Б. Угличской, 13 (ныне ул. Кирова). Помещение это, узкое, темное, с очень тесными и неудобными лестницами, идущими во второй этаж не позволяло сделать необходимое оборудование учебных и производственных мастерских и было крайне неудобно для художественных мастерских, но занять его все же пришлось».

Так 2 октября 1919 года закончился почти год длившийся организационный период, и состоялось открытие Ярославских Государственных свободных художественных мастерских. «Появление мастерских на Б. Угличской улице сразу же привлекло внимание прохожих. Толпами собирались они у широких витрин бывших магазинов и подолгу с изумлением наблюдали видимое. Вместо велосипедов, машин, готовых изделий дамского и детского платья, ранее продававшихся здесь, были расставлены какие-то странные трехногие сооружения с вертикально поставленными на них досками, у которых трудились новые, революцией рожденные, поклонники искусства. Они увлеченно рисовали натурщика, сидевшего перед ними на возвышении. Истощенные, плохо одетые, кое-как обутые, они работали страстно, самозабвенно, постигая новый для них мир прекрасных форм и возвышенных чувств».

В 1920 году Матвееву удалось получить вначале часть помещения бывшего Земства на Срубной ул., 5, где после революции разместился отдел народного образования. А потом, взамен магазинов, для мастерских было выделено еще и здание бывшей Антиповской гимназии на Воскресенской ул., 5 (ныне Революционная ул.). Существование в двух помещениях не было желательным, но все же дало возможность значительно расширить учебную деятельность мастерских. Стали работать уже пять специальных мастерских: три
живописных – М. А. Владыкина, Ф. И. Панкова, М. К. Соколова; одна – живописно-графическая – П. А. Алякринского и одна – декоративно-оформительская – С. А. Матвеева. Были введены научно-художественные дисциплины: философия и теория искусства, искусствознание, технология материалов, история культуры, политических наук и др. Ярославские мастерские имели теперь одно подготовительное отделение со сроком обучения от одного месяца до 3-х лет и четыре факультета: живописный, скульптурный, архитектурный и специальный. 17 Занятия в мастерских находились в тесной связи с производством.

15 марта 1921 года по решению Центрального отдела ИЗО Главпрофобра Ярославские государственные свободные художественные мастерские были преобразованы во второе в республике высшее художественное учебное заведение нового типа (после московского ВХУТЕМАСа). Им стали Ярославские государственные высшие художественно-технические мастерские. В них сразу же стали действовать два факультета: живо писный, со сроком обучения 5 лет, и архитектурный, рассчитанный на 6 лет. Деканами их стали: на живописном – художник Ф. И. Панков, на архитектурном – архитектор С. В. Домбровский. «Наряду со специальными дисциплинами: на живописном факультете – живопись, рисунок, лепка, педагогическое рисование; на архитектурном – изучение архитектурных форм, изучение передачи плоскостей, изучение передачи цвета, математика, практическая работа в модельной мастерской, преподавались еще общие для обоих факультетов дисциплины – история народного хозяйства, политическая грамота, природоведение, физика, химия, элементарные курсы – алгебра, геометрия, черчение, гигиены, начертательная геометрия, геодезия, психология, анатомия, технология живописных материалов, грунтов, строительное искусство, изучение свойств строительных материалов, история развития художественно-производственных форм, введение в искусствознание, художественные образы в литературе, введение в историю театра.

Преподавание научно-технических и художественных дисциплин возглавила профессура и крупные специалисты с большим педагогическим стажем работы в Высших учебных заведениях: А. А. Мануилов – профессор социально-экономических наук, А. И. Анисимов – профессор по истории искусств, М. А. Янсон – профессор по курсу ботаники, Г. Г. Фальк – доктор медицины, хирург, читавший курс пластической анатомии, Д. И. Агафьин – архитектор-скульптор, бывший помощник директора архитектурного отделения при Московском политехническом институте. Он преподавал лепку и вел курс перспективы».

Вскоре возникли иные потребности времени, иные задачи в художественном образовании. Надо было срочно готовить не только художников-мастеров для производства, но и художников-педагогов для школ 1-й и 2-й ступени, для профессионально-технических учебных заведений. Новые кадры должны были явиться серьезным фактором в деле повышения об щего уровня художественной культуры. 6 сентября 1921 года Главпрофобр вынес решение о преобразовании Ярославских государственных высших художественно-технических мастерских в Ярославский ударный художественно-педагогический техникум повышенного типа – первое художественное учебное заведение по республике, находящееся в непосредственном ведении и снабжении центра. Эта дата в советский период считалась официальной датой открытия Ярославского художественного училища.

Директором ударного художественно-педагогического техникума повышенного типа, являвшегося фактически первым художественным учебным заведением такого рода по республике, стал С. А. Матвеев. Им были разработаны организационные основы, учебные планы и программы обучения, одобренные центром для дальнейшего распространения в других художественных учебных заведениях России. В 1925 году С. А. Матвеев был приглашен в Москву и стал директором Московского Государственного техникума изобразительных искусств в память восстания 1905 года. 20
Техникум повышенного типа готовил художников трех специальностей на отделениях: «Станковая живопись», «Театрально-декорационное» и «Педагогическое».

На фото: Матвеев С. А. (слева). Ярославский ударный художественно-педагогический техникум. Ул. Борисоглебская (ныне ул. Свердлова)

matveev 1922 01

В 1925 г. состоялся первый выпуск молодых специалистов. Имен- но они и художники-педагоги техникума в тридцатых годах составили основную творческую группу в Ярославле. В этом же году по их инициа- тиве создается Ярославское отделение АХРР (Ассоциации художников революционной России), в 1929 г.– Корпорация художников Ярославля, в 1933 г. – Союз ярославских художников, ныне – Ярославское област- ное отделение ВТОО «Союз художников России». В 1936 г. художественно-педагогический техникум повышенного типа преобразуется в Ярославское областное художественно-педагогическое училище. Его директором стал Владимир Илларионович Гапошкин.

На фото: Педагоги и выпускники Ярославского художественно-педагогического техникума. 1925. Первый выпуск. 1 ряд сидят: Михайлов А., Иванова Н., Скурыгин А., Лопатина С., Рудинская (Тарабукина) М., Топлянинов К., 2 ряд: Поливанов, Шитов С.Ф., Соколов М. К., Богданович А. Е., Панкова-Постникова (Сазонова) О. А., Матвеев С. А., Панков Ф. И., имя не установлено, Первухин Н. Г., Голованенко С. А., 3 ряд: Мещеряков Б., Майоров Б., Ненароков В., Житков Г. В., Мичурин М., Баталов В., Майоров И., Парийский Н.В., Грачев А. А., 4 ряд: Смирнов С., Соколова Е., Жильцова Е., Богоявленская О., Воробьев А., Миронов С., Саксеев П., Токарева Н., Каюков П., Сырейщикова (Шитова) Т., Полетаев С., натурщик.

vypusk 1925

В годы Великой Отечественной войны училище практически не прекращало своей учебной деятельности, хотя это стало самым тягчайшим испытанием в его жизни. Оставшись без крова, училище нашло приют и заботу о себе в Союзе художников, председателем которого был воспитанник училища выпуска 1933 года Александр Константинович Шиндыков. Союз занимал небольшое здание, находящееся на углу Голубятной ул. (ул.Терешковой-Николаевой) и Школьного переулка. Училищу выделили одну заднюю, у выхода во двор, комнату с антресолями и крохотной кладовой наверху.

На фото: Здание, где располагалось ЯОХПУ. Бывш. дом Вахромеева И. А. 1929–1930 гг.

1929 1930

Здание, где располагалось ЯОХПУ. 1930–1931 гг. 

 1930 1931

Вскоре последовал приказ о консервации училища. Учащиеся разъехались по домам. Имущество так и осталось неразобранным, в мешках, узлах, сваленными в груду при переезде. По углам навалом лежали мольберты, доски, табуретки... На шкафах и подоконниках громоздились гипсовые учебные модели для рисования. Лежащие навзничь и стоящие с наклоном вниз гипсовые головы завершали общее впечатление полной обреченности училища, поселившегося в этом темном, тесном и непригодном помещении. Но его жизненный пульс все же не замер. Была забота о проведении последнего года обучения выпускников. Их было всего шесть. И, тем не менее, несмотря на трудности первого года войны, государство дало им возможность в 1942 году завершить художественное образование, а с осени этого же года, как необходимость для будущей деятельности училища, ставится обязанность возобновить прерванные занятия на старших курсах и сделать прием учащихся на первый курс.

Здание, где располагалось ЯОХПУ. 1939–1940 гг.

 1939 1940

Занятия проходили благодаря самоотверженности небольшой группы опытных художников-педагогов: Ю. М. Дружининой, А. А. Чурина, вернув- шегося с фронта после ранения В. Н. Дружинина и, только приступивших к работе, молодых – М. М. Антоняна, В. В. Кортовича, А. А. Томбасова. Возглавляли работу коллектива в эти годы С. Ф. Шитов, А. А. Алехина. С комплектованием состава преподавателей были трудности. В поисках выхода из создавшегося положения училищу пришлось воспользоваться помощью Ленинградских и Эстонских художников, эвакуированных в Ярославль. Ленинградские художники согласились вести занятия: по архитектурному черчению – архитектор Никольский и по рисунку – скульптор Воинова; эстонский художник Окас помог начать занятия по живописи. Им обязано учили ще осуществлением в первые, особо трудные военные годы, учеб ных планов по всем специальным дисциплинам.

Яндекс.Метрика